Общественно-политическая орбита Харькова
Проект «МАНИФЕСТ»
Идеология   Организация   Действие     Форум     Новости
Главная / Организация /

Организационные основы


организационные Основы деятельности

движения народного единения

 

Общие положения

Любая самоорганизующаяся человеческая общность выстраивает внутреннее взаимодействие и совместную деятельность своих членов, руководствуясь в первую очередь той единой целью, во имя достижения которой и формируется эта общность. Цель предопределяет также пути и средства ее достижения.

Стратегической целью деятельности Движения, согласно Манифесту народного единения, является построение общества социальной гармонии – общества одухотворенности и материального благополучия, общества свободы и социальной ответственности, общества равноправия и социальной справедливости, общества, в котором каждый человек имел бы возможность проявить на всеобщее благо свой неповторимый природный дар.

Достижение поставленной цели предполагает кардинальное изменение содержания и формы существующих на сегодня межчеловеческих отношений. Поэтому, памятуя слова К. Маркса о том, что идея становится материальной силой, когда она овладевает массами, первоочередной задачей Движения должно стать развитие, раскрытие и популяризация идей Манифеста. Принимая также во внимание все более значимое влияние эффектов глобализации, замысливаемое изначально следует рассматривать в общемировом контексте.

Движение, наряду с работой над массовым сознанием, должно с первых своих шагов приступить к целенаправленным институциональным трансформациям, в первую очередь, к изменениям в системе государственного и местного управления. Реализация этих замыслов может быть осуществлена на основе взаимовыгодного сотрудничества с политическими партиями через механизмы власти, влияя как на выработку и принятие соответствующих решений, так и на проводимую кадровую политику. Движение должно также занимать активную жизненную позицию по всем общественным проблемам как на местном, так и на государственном и мировом уровнях.

Движение в своей деятельности по указанным трем направлениям, а именно:

·  трансформация массового сознания,

·  институциональные трансформации,

·  разрешение текущих общественных проблем,

должно занять позицию духовно-интеллектуального центра, генерирующего идеи, эффективно внедряющего их в массовое сознание и инициирующего их реализацию совместно со всеми заинтересованными сторонами – партиями, общественными и религиозными организациями, органами власти и т.д.

Такая диспозиция Движения в обществе позволит объединить в его рядах большую часть общественно-активной интеллигенции, которая за последние годы была фактически вытеснена на обочину политических процессов, особенно после введения пропорциональной системы выборов. (Партийные порядки, а зачастую и современный партийный дух оказались для творческих личностей совершенно неприемлемыми.)

Какими же должны быть организационное построение и духовная атмосфера инициируемого Движения, чтобы оно стало привлекательным для интеллигенции – того самого социального слоя, чьи устремления и чаяния отражены в Манифесте?

Несомненным является то, что Движение должно организовывать свою внутреннюю жизнь и взаимодействие с окружающим миром в соответствии с буквой и духом Манифеста. Ведь только справившись с этой задачей, можно рассчитывать на успех дела, поскольку, только начав с себя и увлекая своим примером остальных, можно осуществить целенаправленную трансформацию свободного общества в заданном направлении – иного пути нет. И эта задача - внутренняя перестройка и приведение самого себя в соответствие декларируемому идеалу – является гораздо более сложной задачей, нежели какие-либо другие, в том числе, поиск ресурсов для деятельности Движения.

 

Ресурсы

Движение как духовно-интеллектуальный сгусток, генерирующий системно организованные смыслы высочайшего уровня, не требует для своей деятельности значимых ресурсов. Как показывает, в частности, практика Харьковского клуба «Диалог», для этого достаточно даже одного источника со средним уровнем возможностей. Главное – обеспечить высокую эффективность использования этого ресурса, а именно – разработать и запустить технологический процесс, включающий в себя следующие этапы:

·  непрерывная деятельность сорганизованного коллективного разума, вырабатывающего на основе идей Манифеста всевозможный интеллектуальный продукт – проекты, программы и т.п.

·  доведение этого продукта до массового сознания,

·   продвижение этого продукта в направлении адресата – партий, органов власти и т.п.

На вопрос «А кому нужны эти ваши высокоинтеллектуальные проекты развития страны, региона, города, в то время как сегодня спрос имеется исключительно на проекты ограбления народа?» ответ следующий – «Все более ужесточающаяся конкуренция партий с неизбежностью усиливает их интеллектуальное соревнование и в части проектов для народа. Причем, как показывает опыт зрелых демократий, стремление выслужиться перед народом, чтобы удержаться у власти, вынуждает деловые круги партий существенно ограничивать собственные аппетиты».

На вопрос «А кому это надо – финансировать проект в виде Движения?» ответ следующий – «Заказчиками могут быть, как отмечено выше, партии. Кроме того, в стране уже достаточное количество грамотных, образованных и независимых людей, имеющих солидный капитал и желающих, чтобы и они сами и их дети жили в стране, за которую можно было бы гордиться, да еще при этом осознавать, что это сделано благодаря, в том числе, и их личному вкладу».

Следует также отметить, что столетия и тысячелетия зачастую исключительно на собственном ресурсе продвигают человечество к вершинам духовности те, кого принято называть инженерами человеческих душ – писатели и поэты, деятели искусств. Но этот их многовековой подвиг в борьбе со злом в человеческих сердцах почему-то никак не отмечается в обществоведческих науках. Речь в них идет, как правило, сугубо о развитии материальной сферы, демократических механизмов, правовых отношений, а о развитии духа человеческого - ни слова. Эту несправедливость в оценке значимости духовной интеллигенции в деле спасения человечества от его возможного самоуничтожения и выведения на путь гармоничного развития необходимо исправлять. С учетом этого обстоятельства в организации инициируемого Движения, в его самой сердцевине должна быть достойно представлена творческая гуманитарная интеллигенция, которая своим словом и делом способна перевернуть сознание человечества.

Говоря о ресурсах, следует также отметить, что существенные средства на развитие духовно-интеллектуальной сферы выделяются в бюджетах – государственном и местных. Правильное их использование, в том числе для реализации проектов Движения через схему социального заказа, – еще один из источников финансирования.

 

Основы организационного построения

Существует мнение, что интеллигенция не способна объединиться в организованную сплоченную силу, поскольку интеллигенты – индивидуалисты и строем ходить не любят. Да и внешнее насилие в виде обязательности исполнения коллегиальных решений каких-либо руководящих органов для них органически неприемлемо.

Следует признать, что определенная доля истины в этих утверждениях несомненно имеет место быть. И что же в этом случае делать?

Известен методологический подход, согласно которому любую проблемную ситуацию можно и нужно рассматривать как некий узловой момент, несущий в себе определенный потенциал развития. Или, как еще говорят, всякий минус можно развернуть в плюс. Постараемся это сделать в нашем случае.

Для этого вспомним одно из самых ярких событий в нашей новейшей истории – выборы 1989 г., когда многотысячная харьковская интеллигенция, сорганизовавшись, на едином дыхании дала стране народных депутатов СССР В. Коротича и Е. Евтушенко. И это было в те времена, когда КПСС была еще всесильна! Так вот именно тогда проявилось особое качество нашей интеллигенции, ее особая сила, заключающаяся в высоких потенциях к самоорганизации, выстраивании многочисленных горизонтальных связей между совершенно незнакомыми людьми. Главное – чтобы людям было во имя чего объединяться, была та самая идея, которая бы отвечала их устремлениям, и были бы соответствующие идее лидеры. Немаловажную роль в энергетической, моральной поддержке харьковчан сыграли тогда и средства массовой информации, в первую очередь телепрограмма «Взгляд», выходившая в прямом эфире, и журнал «Огонек».

Следует также отметить, что в те времена не было еще Интернета, сотовых телефонов, разнообразной множительной техники и много другого, что обеспечивает сегодня нашу коммуникацию и создает невиданные ранее возможности для оперативного взаимодействия. И какие, кстати, еще подарки готовит нам научно-технический прогресс в ближайшем будущем.

Принимая во внимание вышеизложенное, предлагается нижеследующее организационное построение Движения.

Основная «несущая конструкция» Движения, т.е. его базовая структура являет собой самопроизвольно ветвящуюся сеть базовых организаций - узлов коммуникации. Лидером такой организации может стать каждый, кто:

·  разделяет основополагающие идеи Манифеста и готов участвовать в их дальнейшем развитии, раскрытии и популяризации;

·  уже состоялся как генератор социально значимых идей и организовал собственный коммуникационный узел в виде персонального интернет-ресурса (сайта);

·  способен объединить вокруг себя своих сторонников, быть их признанным авторитетом.

 

На персональном сайте лидера организации размещаются в обязательном порядке:

·  Манифест и иные единые для Движения материалы;

·  открытый список членов организации с их контактными телефонами и электронными адресами;

·  гиперссылки на все имеющиеся в Движении базовые организации.

 

Каждая организация автономна в своем существовании, может быть самостоятельным юридическим лицом. Организация в случае своей многочисленности может выстраивать свою внутреннюю структуру по собственному усмотрению. Координация взаимодействия организаций, «приписанных» к определенным административно-территориальным единицам, строится посредством создания обычной иерархической системы координирующих органов.

Избираемый на определенный период лидер всего Движения и его базовая организация являются носителями эталонов документов Движения и являются организаторами процесса их развития, раскрытия и популяризации.

 

Предлагаемое организационное построение Движения:

·  позволяет каждому желающему проявить свои лидерские качества, что обеспечивает максимально эффективное использование лидерского потенциала Движения.

·  минимизирует влияние губительного для иерархизированных структур корыстного фактора в выстраивании вертикали, поскольку продвижение лидера вместе со своей базовой организацией вверх сопровождается не столько ростом уровня возможностей, сколько ростом уровня ответственности.

·  соответствует вышеуказанным свойствам «человеческого материала», из которого оно будет строиться, что позволяет рассчитывать на то, что Движение будет многочисленным и влиятельным.

©2005 Все права защищены.