Общественно-политическая орбита Харькова
Проект «МАНИФЕСТ»
Идеология   Организация   Действие     Форум     Новости
Главная / Идеология / Проект... / Комментарий... /

Методология социального проектирования и строительства


МЕТОДОЛОГИЯ
СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА


ВВЕДЕНИЕ

В целом сложившуюся в стране постсоветскую ситуацию в течение всего прошедшего времени принято оценивать как кризис: системный кризис, институциональный кризис, кризис управления и т.д. – в соответствие с терминологической базой парадигмы, в рамках которой происходит анализ. Кризис понимается как состояние, характеризующееся множественностью и остротой социальных противоречий, конфликтностью их разрешения и высокой динамикой соответствующих социальных процессов.

Будучи едиными в оценке имеющейся ситуации, приверженцы различных теоретических подходов как правило существенно разнятся в вопросах прогнозирования и проектирования будущего Украины, как перспективного, так и ближайшего. Причем наибольший вклад в разноголосицу вносят непосредственно практикующие политики, подверженные влиянию коньюктуры, узкогрупповых интересов и опирающиеся в своих теоретических построениях зачастую на нечто иррациональное, эмоционально схваченное в пылу политических баталий.

Указанная неоднозначность предлагаемых путей развития Украины позволяет говорить о сохраняющейся актуальности исследований в этой сфере, о необходимости согласования с помощью этих исследований имеющихся позиций и определении некой оптимальной траектории в многомерном пространстве планируемых социальных изменений. И первым шагом в решении этой задачи должно быть, конечно же, определение методологии социального проектирования, уровень обоснованности которой предопределяет и качество конечного продукта – проекта. Определяя социальное проектирование как разработку варианта социального развития, предусматривающего целенаправленное изменение социальных институтов – социальных структурных образований и регуляторов социальных отношений, приходится с неудовлетворенностью отмечать, что и по сей день, начиная с момента обретения Украиной независимости, проектирование будущего Украины как социальной системы осуществляется по методологии простого копирования опыта государственного строительства экономически развитых стран. Причем без должного критического осмысления и понимания того, что таким образом идет копирование дня вчерашнего, и, тем самым, изначально закладывается запаздывание в собственном развитии. А ведь вполне логичным было бы построение на обломках несостоявшейся советской системы принципиально новой общественной конструкции, контуры которой сегодня, быть может, только просматриваются в той же самой Европе, но становление которой тормозится у них вполне естественными консервативными началами. И это наше движение на упреждение не было бы сродни изматывающим гонкам наперегонки, поскольку, если и можно говорить о нашем отставании от развитых стран, то отнюдь не по всем стратегическим направлениям. Мы отстали в экономическом развитии, в развитии цивилизованных форм общежития, но наш научный, образовательный и культурный потенциал естественно вписывается в образ нового нарождающегося мирового сообщества, в котором определяющим фактором развития являются уровень образования и культуры населения. Мы - не абсолютно позади стран-лидеров, как это иногда принято считать, а где-то в стороне от общемировой траектории развития. И поэтому вместо скатывания в колею вечно догоняющих необходимо выходить на траекторию опережающего инновационного развития, обеспечивающего, конечно, при этом устойчивость – социальную, экономическую, экологическую… Для осуществления этого прорыва в перспективу очевидно необходимо, в первую очередь, бережно сохранять и приумножать имеющиеся достижения в сфере науки, образования и культуры. И уже на этой основе возрождать промышленный потенциал нового технологического уровня.

В целом же развитие страны должно осуществляться с учетом обозначающихся общецивилизационных ориентиров и стремительного развития процесса глобализации, затрагивающего практически все сферы человеческой жизнедеятельности и содержащего в своей основе тенденцию к унификации. В этой связи следует упомянуть, что еще задолго до крушения советской системы сторонники “теории конвергенции”, Дж. Гелбрейт, Р. Арон и П. Сорокин в т.ч., полагали, что в ходе своего развития разные страны естественным образом выйдут на некий единый гибридный вариант общественного устройства, органично сочетающий в себе планирование и государственное регулирование экономики (элемент социализма) со свободным рынком (элемент капитализма (либерализма)).

Обозначенная таким образом общемировая тенденция и соответствующая ей перспектива могли бы иметь в качестве своей самостоятельной идеологической (и методологической) основы нечто, являющее собой соответственно синтез социал-демократических и либеральных воззрений, обозначаемое, к примеру, как социал-либерализм и определяющее третий путь, равноудаленный как от частнособственнического капитализма, так и от коммунистического социализма. Эта идеология могла бы выполнять, благодаря своим интегративным свойствам, консолидирующую функцию как для многовекторно распределенной украинской политической элиты, так и для нации в целом.

 

1. ДИАЛОГ КАК МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Анализ показывает, что в целом ситуацию с созданием методологических основ социального проектирования на системном уровне (основ проектирования социальных систем) можно оценить как незавидную, поскольку использование системного подхода и исследование социальной системы в целостности предполагает разработку крайне сложной, адекватной реальным процессам общественного развития модели, а перспективы успешного решения этой задачи пока не просматриваются. Сложность задачи, в частности, затрудняет использование при ее решении математических методов, в т.ч. и методов наиболее подходящей для этих целей теории нечетких (размытых) множеств, в силу чего существующие модели являют собой, как правило, различные варианты социальной философии (системной парадигмы), оперирующие при описании многоаспектного общественного бытия определенными системами категорий (понятий) и соответствующей логикой. Однако, как показывает история человеческой мысли, построение адекватных системных моделей общественного развития, лишенных односторонности и субъективизма, оказывается не под силу как отдельной личности, так и коллективу единомышленников по причине возникающего во имя согласия творческого самоограничения его членов. Так Я. Карнаи, анализируя в своей статье (1) ситуацию вокруг построения системной парадигмы, отмечает, что даже наиболее сильные, с его точки зрения, исследователи, когда-либо работавшие в рамках системной парадигмы, а к их числу им отнесены: К Маркс, Л. фон Мизес, Ф. фон Хайек, К. Поланьи, Й. Шумпетер – осуществляли свои исследования в той или иной степени предвзято под влиянием собственной изначальной мировоззренческой позиции.

Указанное обстоятельство в сочетании с фактом отсутствия критерия научности системной парадигмы, т.е. невозможностью проверки социальной практикой истинности моделируемых и прогнозируемых с ее применением уникальных, глобальных, неповторяющихся социальных изменений, всегда будет ставить под вопрос возможность использования конкретной системной парадигмы при решении ответственных задач социального прогнозирования и проектирования. И постановка этого вопроса с особой остротой вполне естественна для нас – имеющих негативный исторический опыт государственного строительства в соответствии с учением, которое было верно, потому что было истинно.

Каков же может быть выход из этого теоретического тупика, по какому пути следует продвигаться в процессе разработки социал-либеральной методологии социального проектирования?

Если исходить из изначально постулируемых интегративных свойств социал-либерализма и отталкиваться опять-таки от нашего исторического опыта, продемонстрировавшего, к каким последствиям приводит монополия на власть, собственность и истину, то вполне логичным представляется использование в качестве социал-либеральной методологии социального проектирования мультипарадигмального подхода. Однако, ввиду его очевидной сложности, востребованность подхода будет напрямую зависеть от того, насколько успешно для разрабатываемых с его применением социальных проектов могут быть решены задачи:

    • оптимизации мультипарадигмальной методологии по критерию социальной эффективности;

    • поиска (формирования, взращивания) потенциального заказчика и исполнителя.

При определении оптимального, наиболее эффективного варианта мультипарадигмальной методологии, очевидно, следует сразу отказаться от варианта простого объединения исследовательских средств уже имеющихся парадигм (как системных, так и частнонаучных), поскольку результатом такого подхода будет всего лишь новая, более высокого уровня обобщения, системная парадигма или отрасль социального знания, обладающая как достоинствами, так и недостатками привходящих. Такая технология если и применима, то преимущественно при создании инструментария для решения задач многоаспектного социального анализа, как это реализуется в частности в политологии, являющей собой мультипарадигмальную отрасль знания (2). Возникновение в процессе анализа противоречивых оценок со стороны представителей различных парадигм не является негативным моментом и основанием для отрицания всей проведенной аналитической работы, а означает всего лишь возможную постановку задачи для дальнейших исследований. В задачах же синтеза, к которым относится социальное проектирование, игнорирование либо несогласованное, нетворческое разрешение таких противоречий в принципе недопустимо, поскольку безответственность при разработке и последующей реализации социальных проектов чревата негативными социальными последствиями. Учитывая данное обстоятельство, т.е. подходя к социальному проектированию с позиции социальной ответственности, единственно возможным вариантом реализации мультипарадигмального подхода представляется коллегиальный деятельностный вариант, предполагающий систематическую совместную мыследеятельность представителей различных парадигм в ходе разработки конкретных социальных проектов. В процессе такой деятельности, сориентированной на получение консенсусного результата, одновременно будет происходить и проектирование, и взаимосовершенствование применяемых при этом парадигмальных средств.

Методология организации такого рода деятельности на сегодня отсутствует, невзирая на то, что в науке уже отработано достаточное количество технологий совместной мыследеятельности. Из наиболее известных это – метод мозгового штурма, метод экспертных оценок “Дельфи”, синектический метод (3). В качестве универсальной технологии проектирования сложных объектов получила достаточно широкое применение в бывшем СССР технология организационно-деятельностных игр (ОДИ). Однако все имеющиеся такого рода информационные технологии не предполагают ни обязательность поиска консенсуса, ни, тем более, возникающую в связи с этим потенциальную необходимость взаимной трансформации мировоззренческих основ (парадигм) участников совместной мыследеятельности. И в связи с этим вполне естественным образом возникает вопрос – во имя чего возможна мировоззренческая жертвенность интеллектуалов при социальном проектировании? Чем может быть продиктована их готовность поступиться принципами?

Ответ лежит на поверхности, и он тривиален – человек способен пожертвовать чем-то только во имя ценности более высокого порядка. И здесь (в соответствии с тезисом о структурной целостности и логической взаимосвязи в идеологии цели, системы ценностей и методологии) в целях дальнейшего обоснования методологии социал-либерализма необходимо взять за основу цель и ценности Манифеста.

Подходя с позиции обозначенных Манифестом ценностных приоритетов, можно сказать, что социал-либеральная мультипарадигмальная методология, как методология социальной ответственности перед будущими поколениями будет приемлема для всех, кто на фоне далеко не всегда привлекательной повседневности живет в любви и сохраняет в себе стремление:

    • познавать истину;

    • дарить добро и любовь;

    • ценить и создавать прекрасное, самореализуясь во всех своих проявлениях.

Завершая на этом теоретический анализ задачи оптимизации мультипарадигмальной методологии и переходя к практической стороне вопроса, прежде всего хотелось бы отметить что, как показывает, в частности, первый опыт применения данной методологии Харьковским клубом “Диалог” (6), вышеуказанная одухотворенная направленность при работе над комплексными социальными проектами действительно приводит к эффектам интеллектуального взаимообогащения участников совместной мыследеятельности и корректировке ими применяемых методологических приемов. Будучи изначально сформированной в Клубе, эта методология, по воле ее зачинателей, обрела названиеметодология диалога логик (парадигм, подходов), вследствие использования в ней диалектического принципа диа-логичности (логического взаимообоснования) (7). Данная методология, как показывает имеющаяся практика, действительно обеспечивает формирование многопозиционного видения столь сложного объекта исследования как социум и позволяет существенно снизить вероятность фундаментальных просчетов на этапах постановки задачи социального проектирования и выработки основополагающих положений проекта.

Методология диалога логик реализуется методикой, предполагающей:

    • подбор коллектива, члены которого представляют основополагающие методологические подходы в требуемой области социального познания.

    • выбор базисных логик, в рамках которых формируется первичное видение исследуемого социального объекта (базисные варианты).

    • диалог (полилог) подобранного коллектива в рамках обсуждения исследуемого социального объекта с использованием в качестве отправных точек базисных вариантов.

Данная методика позволяет заказчикам социального проекта, участвуя в диалоге, сформировать некое обобщенное видение, степень адекватности которого объекту зависит практически только от уровня представительства логик и уровня организации диалога, а не от выбора базисного варианта, как это имеет место быть при обычном проектировании. В соответствии с данным принципом, создающим предпосылки для формирования объективного видения проблематики, проектирование осуществляется посредством диалогового сопоставления различных представлений, выработанных на основе соответствующих теоретических, логических подходов. Реализация этого сопоставления в процессе соответствующим образом организованных семинаров завершается выработкой итогового документа на основе консенсуса. Междисциплинарный характер такого диалога находит отражение в создании и развитии соответствующей терминологической базы и системы логических координат, в которой термины увязываются в единое целое. При необходимости фиксируется различие между общефилософским и общесоциологическим значением используемых терминов и их специальным применением в той или иной области знания, профессиональной и практической деятельности или в частной научно-методологической концепции.

Завершая в целом первичный анализ задачи оптимизации мультипарадигмальной методологии по критерию социальной эффективности можно сказать, что, как показывает практика, реализация методологии в виде методологии диалога логик является универсальным самооптимизирующимся в процессе проектной деятельности вариантом.

Однако, как показывает та же практика, основным препятствием при внедрении данной методологии является не ее сложность, а проблематичность решения на данный момент обозначенной выше задачи поиска (формирования, взращивания) заказчика в органах управления системными социальными проектами (в органах власти), заинтересованного в новой технологии проектирования. Не решив этой ключевой задачи взаимодействия с потенциальным заказчиком, нет смысла говорить вообще о какой-либо практической ценности предлагаемой методологии. Поэтому рассмотрение данного вопроса требует углубленного анализа с самых общих позиций организации взаимодействия людей в социуме и в системе управления в том числе.

 

2. ДИАЛОГ КАК МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Эффективность протекания управленческого процесса на всех его этапах, в том числе при проектировании и реализации проекта, предопределяется эффективностью совместной целенаправленной деятельности людей, что, в свою очередь, напрямую зависит от характера их взаимодействия. Существуют три основные модели социального взаимодействия, свойственные современному обществу и действующие, как правило, одновременно в ситуативном соотнесении (8):

    • авторитарная: исходный субъект (организация) использует другого человека или другую социальную общность как средство реализации своих целей;

    • манипулятивная: активный инициатор использует других людей или общность как средство, не отрицая их субъектный статус, но организуя условия деятельности таким образом, что объект манипуляции вынуждается делать запланированное манипулятором, и при этом обычно сам бывает психологически удовлетворен;

    • диалогическая: исходный субъект вступает во взаимодействие с другим субъектом и считает его равным себе, имеющим такие же основания на свою позицию, свои мысли и стремления, и выигрывает от отношения к другим как к субъектам, получая взамен реальные результаты, информацию, психологическую и моральную поддержку.

С точки зрения эффективности (экономической, социальной) как проектирования, так и реализации проектов социум в целом заинтересован в неуклонном увеличении диалоговой составляющей социального взаимодействия, поскольку данная модель:

    • обеспечивает наиболее высокий уровень эффективности самореализации социума (общества) в целом за счет эффектов внутреннего взаимообогащения субъектов взаимодействия;

    • формирует гуманистический характер отношений между людьми, содержащий в своей основе такие сложившиеся в ходе развития европейской и мировой культуры нравственные ценности, как доброжелательность, взаимное уважение и сотрудничество; где духовная автономия обеих сторон признается безусловной ценностью этих отношений, а ценностный паритет личностных притязаний является обязательной предпосылкой для разрешения всех практических и духовных проблем.

Однако на сегодня эту свою общую заинтересованность социум в целом не в состоянии ни осмыслить, ни артикулировать, ни претворить в жизнь – отсутствует соответствующая общественная (политическая) сила. И по этой причине на сегодня в переживающей кризис стране доминируют авторитарная и манипулятивная модели взаимодействия.

Что мы имеем следствием этих обстоятельств?

Во-первых, мы вынуждены жить по Конституции Украины, являющей собой крайне неудачный всеукраинский опыт мультипарадигмального интегрирования партийных идеологий, первые два раздела которой содержат фактически исходные программные позиции различных партий. Внутренние алогизмы и противоречия Конституции (декларируемая исключительная прерогатива народа определять конституционный строй и опосредованность этого процесса Верховной Радой, унитарность Украины и наличие Автономной республики Крым и др.), а также соответствующего качества законы ставят вопрос о недопустимости дальнейшего использования имеющейся технологии.

Во-вторых, имеем неспособность организовать целенаправленное развитие страны и ее территорий. Так первая за постсоветское время попытка организовать в стране стратегическое планирование посредством проектирования программы социально-экономического развития “Украина – 2010” так и не смогла выйти за пределы этого своего начального управленческого этапа. Последующие этапы – разработка конкретных целевых программ, их исполнение, контроль, коррекция и т.д. – не последовали. Аналогичная ситуация, к сожалению, сложилась и с региональной программой “Харьковщина-2010”. Не более успешными оказались и последующие региональные попытки с участием зарубежных специалистов – их технологии в чистом виде оказались не применимыми в наших условиях.

Конституционное несовершенство, несовершенство законов и удел забвения вышеуказанных программ предопределены тем, что соответствующее проектирование выполнялось в условиях отсутствия целостного комплекса институциональных, организационных и методических предпосылок, призванных обеспечивать диалоговое или, как минимум, согласованное взаимодействие людей и соответствующее качество разработки и реализации проектов. Необходимость восполнения данного пробела делает актуальным проведение соответствующей комплексной управленческой, в первую очередь институциональной, реформы, как на государственном, так и на региональном уровнях. В силу того, что все составляющие комплекса должны системно соотноситься друг с другом, а также в целях обеспечения упреждающего, по отношению к экономически развитым странам, институционального развития, желательно использовать при проведении реформы единый, органично присущий открытому новым идеям обществу, системообразующий принцип социального диалога, дающий простор для расширения сферы применения диалоговой модели взаимодействия. Данный принцип призван органично расширить область применения определенного выше методологического принципа диа-логичности на все общество и предполагает создание (возможно на законодательной основе) системы общественных механизмов, обеспечивающих высокоэффективный диалог всех заинтересованных и активных участников процессов общественного развития (субъектов диалога):

    • представителей органов управления;

    • деловых кругов;

    • науки, культуры и образования;

    • политических, общественных организаций и иных объединений граждан.

Основное предназначение такого рода механизмов в задачах социального проектирования заключается в системном взаимоувязывании логики ученых специалистов с интересами деловых людей, духовной позицией гуманитариев, опытом управленцев и особой логикой “искусства возможного”, свойственной политическим деятелям. Представляется, что организуемый таким образом социальный диалог сможет создать реальные предпосылки для реализуемости и социальной эффективности проектов.

Однако следует признать, что даже безотлагательное создание сегодня требуемых социальных механизмов не в состоянии будет обеспечить желаемый результат, поскольку движителем этих механизмов является человек, а он, к сожалению, унаследовал от прошлых лет отнюдь не диалоговый стиль взаимодействия. Так отличительной особенностью взаимодействия в сфере украинской политики является то, что принципиальные вопросы традиционно решаются не за столом переговоров, а посредством социальных революций либо политических “разборок”. Утешением, конечно, может послужить то обстоятельство, что мы не одиноки в привязанности к таким политическим технологиям – сначала попытаться полностью уничтожить своего оппонента и только в случае неудачи переходить в режим диалога. Диалог по необходимости, диалог только в случае неудачи силового варианта решения вопроса, – такова, к сожалению, формула политической жизни в нашей стране и, истоки этой формулы таятся в исторических глубинах.

Разрушительный характер этой формулы для общества более чем очевиден, тем более что она из политики транслируется в иные сферы общественной жизни. Руководствующиеся этой формулой властные структуры в стране дистанцированы от общества, фактически неподконтрольны ему и, тем более, не склонны к полноценному диалогу с представителями деловых кругов, науки, культуры и образования; политических и общественных организаций. И именно по этой причине существует обозначенная выше проблема с поиском потенциального заказчика в органах власти, заинтересованного в высокоэффективной диалоговой технологии социального проектирования.

Каков же выход из сложившейся ситуации?

Продолжая анализ в поисках ответа на поставленный вопрос, рассмотрим происходящее в стране, отталкиваясь от вышеприведенной оценки ситуации как системный кризис и, в первую очередь, – кризис управленческий.

 

3. ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ ШАГИ НА ПУТИ К ДИАЛОГУ

Не преодолев управленческий кризис, невозможно в принципе решать какие-либо иные задачи, в том числе трансформировать модель социального взаимодействия и создавать на основе новых ценностных ориентаций общества необходимые предпосылки для развития в социуме горизонтальных связей и стратегически важного института социального партнерства (9).

Анализируя ситуацию с управленческим кризисом, следует отметить, что обусловлен он грандиозными масштабами проводимых социальных преобразований. Так в частности, выстраивание принципиально новой системы управления изначально приходилось осуществлять при наличии крайне сложной исходной ситуации, имеющей своими истоками:

    • резкую, в одночасье, ликвидацию КПСС – системообразующего каркаса советской системы управления;

    • ликвидацию аналогичным образом общесоюзной управленческой вертикали вследствие “парада суверенитетов” бывших республик СССР;

    • отсутствие в стране на момент провозглашения независимости управленческой элиты, способной управлять государством по полной программе – ведь в советской Украине подавляющее число промышленных объектов управлялось союзными министерствами.

В ситуации, возникшей в результате слома отлаженной десятилетиями советской системы управления, самым затянувшимся системным долгостроем, в силу инерционности естественных процессов общественного развития, оказался участок контроля власти со стороны общества. Вследствие этого административно-управленческая элита на всех ее уровнях прошла за годы украинской независимости очень драматический путь от начальной растерянности до последующего превращения в самостоятельный, систематически игнорирующий общественные интересы и функционирующий по собственным правилам политический феномен Украины. И только сегодня, по прошествии стольких лет, мы можем позволить себе говорить о том, что уровень развития гражданского общества в Украине наконец-то достиг той самой величины, которая позволяет уже хотя бы минимальным образом обеспечивать выполнение общественных контрольных функций. Подтверждением данному утверждению служат результаты президентской избирательной кампании, проявившей вызревшее за последние годы противоречие между значительно возросшими запросами развивающегося гражданского общества в Украине и крайне слабыми имеющимися для удовлетворения этих запросов возможностями социальных институтов. Конкретизируя этот тезис посредством перехода в партийно-политическую плоскость, можно сказать и более определенно, а именно: существующее законодательство и основанная на нем практика государственного управления уже не соответствуют возросшему уровню претензий на власть со стороны окрепших за годы независимости Украины политических партий.

Общим осознанием указанного обстоятельства продиктованы совместные действия различных политических сил и политических лидеров Украины, направленные на проведение конституционных и законодательных изменений, призванных устранить накопившиеся противоречия и обеспечить тем самым полноценное функционирование партий в политической системе страны.

Однако, невзирая на имеющееся в политических кругах понимание того, какими должны быть первоочередные шаги в данном направлении (пропорциональная система выборов и т.д.), следует констатировать отсутствие в этих же кругах согласованного стратегического видения места и роли партий в политической системе Украины. Имея в качестве ориентира только общий тезис о связующей функции партии во взаимодействии общества и власти, вряд ли приходится говорить о каком-либо опережающем институциональном развитии страны, особенно если учесть, что проведение реформ осуществляется с участием самих же партий и в условиях политического противостояния, что не способствует научно выверенному целенаправленному развитию политической и партийной системы страны. Диапазон же возможных вариантов “встраивания” партий в политическую систему, как показывает существующая мировая практика, достаточно велик: от штабной, сугубо выборной роли партий США, до руководящей и направляющей роли КПК в “многопартийном” Китае. При этом вектор развития динамично прогрессирующего Китая задается компартией, а к определению вектора развития США партии имеют крайне опосредованное отношение. Что касается европейских образцов определения роли партий в обществе, то они занимают всем своим многообразием некую промежуточную в сравнении с США и Китаем позицию.

Таким образом, задача по определению роли и места политических партий Украины в политической системе страны, в ее системе управления, как на общегосударственном, так и на местном уровне, является крайне актуальной с позиции определения сил и персоналий, ответственных за общесистемное и местное развитие. Эта задача требует серьезных дискуссий, обсуждения всех имеющихся точек зрения.

В целом реформирование государственного управления и местного самоуправления должно осуществляться в направлении создания условий для полноценной реализации в задаче государственного строительства творческого, образовательного и культурного потенциала народа Украины. Продвижение к указанной цели должно осуществляться на основе:

    • Четкого разграничения полномочий и ответственности органов управления.

    • Обеспечения информационной открытости органов управления перед обществом и институализации контроля общества за деятельностью депутатов всех уровней и государственных должностных лиц. КМУ должен периодически (ежегодно) публиковать отчеты по важнейшим направлениям государственной жизни (советский опыт 20-х - 30-х годов).

    • Организации системы общественных механизмов, обеспечивающих эффективный, научно организованный диалог и социальное партнерство представителей всех заинтересованных субъектов общественного развития: органов управления, деловых кругов, политических и общественных организаций.

Основываясь на данных подходах и руководствуясь провозглашенной системой ценностных ориентиров, предлагается:

1. Определить, наряду с экономическим показателем (ВВП на душу населения), в качестве итогового показателя эффективности функционирования системы управления обновленный индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), характеризующий физическое, интеллектуальное и духовное развитие человека, обеспечиваемое экономическим развитием страны. На основе обновленного индекса создать научно обоснованную систему оценки качества жизни граждан Украины.

2. Обозначить в качестве стратегического ориентира (в отдаленной перспективе) в развитии системы государственного управления трехуровневую модель, включающую в свой состав следующие органы управления:

    • конституционный;

    • законодательный,

    • исполнительный.

Все нормы Конституции должны быть приведены в строгое соответствие с нормами международного права, регламентирующими права человека. В случае конфликта норм Конституции с нормами международного права действуют нормы международного права. Права граждан перед государством должны быть защищены судебным образом - в случае нанесения вреда гражданину государство должно нести ответственность перед ним по суду (в обычных судах, по общему праву - в развитие ст.3 Конституции Украины).

Согласно предложенной модели Конституционный орган в лице Конституционной Ассамблеи (Учредительного собрания) выполняет функцию по своевременному приведению Конституции Украины в соответствие требованиям времени. Конституционная Ассамблея избирается всенародно.

Законодательный орган в лице Верховной Рады формирует на основе Конституции всеукраинское нормативно-правовое поле, задает направление развития Украины посредством Программы правительства и утверждает соответствующий бюджет. Верховная Рада избирается всенародно на пропорциональной основе с паритетным представительством в партийных списках мужчин и женщин (50/50).

Исполнительный орган - Кабинет Министров Украины (КМУ) реализует Программу и исполняет соответствующий бюджет. Премьер-министр назначается Верховной Радой. КМУ формируется Премьер-министром и утверждается Верховной Радой.

Совмещение должностей одновременно в разных органах управления не допускается.

3. В течение 2005-2009 гг., реализуя подходы п.1. и продвигаясь в направлении стратегического ориентира п.2., осуществить законодательным образом следующие институциональные изменения в общегосударственной системе управления:

3.1. Установить выборность Президента Украины Избирательной Ассамблеей, включающей в свой состав народных депутатов Украины, депутатов всех областных советов и депутатов Верховного Совета Автономной Республики Крым (опыт ФРГ).

3.2. Установить выборность первых лиц местных органов самоуправления советами соответствующих уровней.

3.3. Ввести для депутатов всех уровней, избираемых по пропорциональной системе, императивный мандат, предусматривающий в случае выхода депутата из партийной фракции передачу мандата очередному кандидату в депутаты из партийного списка.

3.4. Изменить пропорциональную систему выборов народных депутатов Украины таким образом, чтобы выборы осуществлялись по областным избирательным округам, партийные списки в которых формируются областными партийными организациями на областных партконференциях в результате самовыдвижения кандидатур и последующего тайного голосования по ним.

3.5. Ввести квоту на представительство женщин в составе Верховной Рады и местных советов на уровне не меньшем 20%.

3.6. Исключить практику нормативно-правового регулирования исполнительными органами и их должностными лицами. Закрепить за Верховной Радой и местными советами исключительные полномочия по формированию всеукраинского и местных нормативно-правовых полей соответственно.

3.7. Возродить областные и районные советы как полномочные органы местного самоуправления с коммунальной собственностью, бюджетом и исполнительными органами. Делегирование полномочий по координации деятельности местных подразделений государственных органов с органами местного самоуправления в рамках государственных программ осуществлять в сопровождении с нормативными актами, регламентирующими порядок взаимодействия этих органов; контрольные функции за выполнением государственных программ на местах закрепить за местными государственными администрациями.

3.8. Осуществить судебно-правовую реформу, направленную на:

    • обеспечение максимальной доступности суда для граждан (простая процедура, незначительные пошлины, небольшие расходы и возможность любое дело обжаловать и пересмотреть);

    • введение выборности судей гражданами Украины;

    • создание суда присяжных и введение института мировых судей;

    • создание муниципальных правоохранительных органов, избираемых населением;

    • переход от разрешительной системы законодательства к запретительной (разрешено все, что не запрещено законом).

3.9. Выполняя государственную программу “Электронное правительство” и реализуя принцип информационной открытости, обеспечить все подразделения органов управления доступом к Интернет-ресурсам, обязать все органы управления создать собственные WEB-сайты и размещать на их страницах все принятые ими и действующие нормативно-правовые акты, а также иную востребованную населением информацию о деятельности органов управления. Нормативно-правовой акт считать вступившим в действие после его обнародования и размещения на страницах соответствующего WEB-сайта.

3.10. Максимально использовать в системе управления потенциал общественных организаций. Для этого предлагается:

    • продолжить создание Единой социальной сети как в масштабах всей Украины, так и каждой территориальной громады, на основе опыта Управления труда и социальной защиты населения Харьковского горисполкома;

    • обеспечить государственное стимулирование участия в решении проблем здравоохранения, экологии и науки общественных организаций, фондов, предприятий, бизнес-структур;

    • в обязательном порядке проводить консультации с представителями общественных и политических организаций по проектам реформирования системы науки, образования, охраны здоровья и окружающей среды как таких, которые имеют существенное влияние на процессы сохранения и развития интеллектуального потенциала и генофонда нации;

    • с целью объективного освещения общественного мнения и привлечения к консультациям максимально возможного количества НУО в структуре органов государственного и местного управления создать отделы информационных связей с НУО, обеспечивающие каждую организацию, которая действует в рамках данной административной единицы, пакетом необходимых документов и осуществляющие сбор предложений от НУО и освещение их без обработки с сохранением авторской редакции;

    • с целью координации мероприятий, связанных с проведением консультаций с общественностью, сбора и обобщения их результатов, при государственных и местных органах управления создать консультационно-совещательные органы – общественные советы, которые должны действовать на основании соответствующих положений. Общественные советы формировать как советы профессиональных экспертов на общественных началах;

    • обязать исполнительные органы местного самоуправления содействовать деятельности общественных организаций путем предоставления помещений культурных, спортивных центров и т.п. учреждений коммунальной собственности для проведения мероприятий общественных организаций;

    • регламентировать порядок взаимодействия органов управления с представителями общественных организаций, предусмотреть ответственность работников органов управления за отказ от взаимодействия с общественными организациями;

    • отказаться от практики присвоения должностными лицами и исполнительными органами управления всякого рода почетных званий, отличий и степеней литераторам, артистам, художникам, ученым, профессионалам и т.д., предоставив эту функцию общественным организациям и корпоративным объединениям.

В качестве одного из вариантов реформирования системы управления на региональном уровне, основанного на изложенных выше идеях и разработанного с использованием системного и кибернетического подходов (2,10) может быть использована нижеследующая схема. 


Основные институты системы управления, обозначенные на схеме, имеют следующее назначение.

Политический орган целеполагания
– являет собой коллегиальный руководящий орган политической организации (организаций), имеющей (имеющих) большинство в региональном представительском органе самоуправления. Основная функция – определение стратегии развития региона и авторский надзор за ее реализацией.

Орган принятия решений областной совет.

Исполнительный орган – орган, исполняющий бюджет социальной сферы.

Агентство развития – орган, разрабатывающий и реализующий посредством социального партнерства программы (проекты) социально-экономического развития. Имеет статус акционерного общества с паевым участием в нем областного совета.

Координационный совет – механизм социального диалога.

Орган адаптации – особый орган, как и Конституционная Ассамблея, не участвующий непосредственно в деятельности органа управления, но призванный его своевременно трансформировать, не допуская, тем самым, кризисных явлений по мере нарастания рассогласования между управленческими возможностями системы и возросшими потребностями социума. Необходимость создания такого органа, как независимой структуры, обусловлена известным свойством самоконсервации любого органа управления вследствие возникающего приоритета личного и группового интересов над общественными интересами. Данный орган должен являть собой научный и нравственный авторитет, не подверженный какой-либо коньюктуре, предложения которого по адаптации системы управления не могут не быть реализованы. По сути своей это Институт стратегических исследований, возглавляемый руководителем, избираемым из среды интеллектуальной элиты области.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе работы над Манифестом и, в частности, в процессе осмысления роли партий и иных сил в обществе возник естественный вопрос – а какова роль науки в организации процессов развития общества, через посредство каких механизмов она может влиять на эти процессы?

В соответствие с Конституцией Украины, научные институции не встроены в систему организации власти, что впрочем и неудивительно, поскольку она разрабатывалась по существующим мировым образцам, в которых органы власти традиционно призваны решать преимущественно вопросы согласования интересов, а не вопросы оптимизации общественного развития. В силу этого единственный способ зарубежных ученых как-то повлиять на власть заключается в ее высокоинтеллектуальной критике с использованием возможностей эпистемических (знаниевых) сообществ (11). Но вряд ли эта роль Моськи достойна развивающегося интеллекта планеты. Тем более, что где-то там – за горизонтом – “цивилизация одухотворенного интеллекта”, в которой представители интеллектуального творческого труда должны занять положение класса-гегемона и править миром, внося в него дух диалога и гармонии. Но вот каков путь на этот пьедестал? Быть может уже сегодня у интеллектуалов просто нет иного выбора, нежели начать создавать Партию одухотворенного интеллекта, выстраивать оптимальную траекторию в желанном направлении и организовывать уверенное движение по этой траектории?

Есть о чем подумать.

 

 ЛИТЕРАТУРА

1. Карнаи Я.  Системная парадигма // Вопросы экономики, 2002, №4

2. Основы политической науки. Учебное пособие для высших учебных заведений. Часть 1. М.: О-во “Знание” России, 1993. – 224с.

3. Кудрявцев А.В. Методы интуитивного поиска технических решений (методы анализа проблем и поиска решений в технике). – М.: “Речной транспорт”, 1991. – 111с.

4. Задорожный Г.В., Бервено О.В. Неоэкономика как интеллектономика (о цивилизации одухотворенного интеллекта) // Социальная экономика, 2001, №2

5. Гриценко А.А. Социальная экономия как наука // Социальная экономика, 2001, №1

6. Материалы научно-практического семинара "Основания разработки концепции развития Харькова". - Харьков: ГП ХМЗ ФЭД, 2000.

7. Библер В.С. Мышление как творчество. М., 1975.

8. Балл Г.А. Диалогические универсалии как принципы гуманизации социальных отношений. // Материалы научно-практического семинара "Основания разработки концепции развития Харькова". - Харьков: ГП ХМЗ ФЭД, 2000.

9. Задорожний Г.В., Коврига А.В., Смоловик В.В. Соціальне партнерство – реальний шлях до відкритого суспільства. – Харків: ХІБМ, 2000.

10. Гиг Дж., ван Прикладная общая теория систем: Пер. с англ. - М.: Мир, 1981. – 336с.

11. Коврига А.В. Исследования политики и управления в строительстве постсоветских обществ и государств: проблемы институализации // Социальная экономика, 2001, №3-4

©2005 Все права защищены.